г. Реутов, ул. Транспортная, д. 12 (2 км от МКАД)

Во Владивостоке восстановили бронеавтомобиль времен Великой Отечественной

В музее «Техника ХХ века в Приморском крае» практически с нуля восстановили и поставили на ход машину времен Великой Отечественной войны. 

Легкий полноприводный бронеавтомобиль БА-64 проектировали и использовали для разведки, обслуживания разведгрупп, связи, обеспечения противовоздушной обороны танковых и кавалерийских частей, борьбе с авиадесантом противника.

Машину старались делать максимально компактной и внутри, и снаружи: корпус у нее едва выступает за пределы рамы, топливный бак расположен сзади, водитель сидит буквально на моторном отсеке, ручка переключения передач находится посередине, между ног. Производили БА-64 на Горьковском автозаводе, а сама машина собиралась на базе ГАЗ-64.

БА-64Б — это улучшенная версия предыдущей модели, выполняющая те же задачи. По словам специалиста по связям с общественностью военно-патриотического клуба «Техника XX века» Юрия Морозова, по сравнению со старшим «родственником», у броневика лучше боковая устойчивость за счет расширенной колеи. Делали его на базе легкого армейского вездехода ГАЗ-67Б вплоть до 1946 года.

«В начале-середине 1950-х их активно списывали с баланса Министерства обороны, ведь сразу после войны у нас начали выпускать бронетранспортеры, предназначенные для перевозки пехоты. Эта же машина не предназначалась для перевозки личного состава, только для разведки и оперативной связи на поле боя. В войну их погибло очень много, — рассказал Юрий Морозов. — Детали бронекорпуса нам передала одна из воинских частей. Остатки автомобиля оставались на полигоне как мишень для стрельбы. И мы с коллегами из остатков собирали машину практически с нуля. Часть панели была утрачена и повреждена снарядами и осколками. Но хоть бронирование и слабое, большую часть элементов удалось сохранить».

Чтобы восстановить БА-64Б, потребовалось оригинальное шасси — от внедорожника ГАЗ-67Б. Машину разбирали, дорабатывали в соответствие с заводской спецификацией. Сейчас у этого «малыша» усиленная подвеска, оригинальная выхлопная система. Сложнее всего механикам далась переделка руля. На советском джипе руль был слева, здесь же он стоит по центру.

«Мы нашли чертежи, восстановили механизм, который в свое время изобрели на заводе. Двигатель, коробку передач, мосты восстанавливали наши партнеры — Уссурийский авторемонтный завод. Остальную работу проводили наши реставраторы, в первую очередь ответственный специалист Михаил Иванович Мазур», — добавил Юрий Морозов.

Работа заняла около года. И за неделю до 70-летия Победы машину поставили на ход, покрасили. Сейчас на нее наносят военную маркировку. Вместо макета пехотного пулемета Дегтярева образца 1927 года на БА-64Б установят макет танкового пулемета образца 1929 года. И уже 9 мая машина будет представлена в экспозиции.